Безопасность автомобилистов и пассажиров автотранспортных средств в значительной степени зависит от качества используемых колес. Одним из способов оценки надёжности и безопасности последних является обеспечение соответствия техническим характеристикам, указываемым в релевантных стандартах.
Эксперты Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization; ISO; ИСО) недавно обновили сразу 3 подобных документа:
- ИСО 13988:2021 "Колеса легковых и легких грузовых автомобилей – Балансировочный груз с зажимным механизмом и связывающим материалом, система условных обозначений для борта обода колеса, процедуры испытаний и эксплуатационные требования";
- ИСО 14400:2021 "Транспорт дорожный - Колеса и колесные диски – Использование, общие требования по техническому обслуживанию и технике безопасности, условия эксплуатации";
- ИСО 3911:2021 "Колеса и диски для пневматических шин – Словарь, обозначение и маркировка".
Важность тестирования автомобильных колес Дорожно-транспортный травматизм является одной из основных причин смертей и инвалидности по всему миру. Да, число дорожно-транспортных происшествий значительно сократилось во время локдаунов на фоне пандемии COVID-19. В частности, данные Политехнического института Ренсселера (Rensselaer Polytechnic Institute) показывают, что количество ДТП сократилось почти вдвое за двухмесячный период в начале пандемии COVID-19, когда жители большинства городов получили запрет покидать дома. Результатом стало спасение множества жизней и предотвращение огромного материального ущерба.
Тем не менее, на фоне отказа от политики локдаунов и восстановления экономической активности число ДТП стало расти, возвращаясь к докризисным уровням. Минимизировать количество происшествий помогает обеспечение полной готовности транспортных средств к безопасному использованию по прямому назначению. Сегодня по дорогам всего мира ездит 1,2 миллиарда автомобилей. Все компоненты типичного авто (от электрических систем до шин) надлежит тестировать на соответствие релевантным стандартам с учетом эксплуатационных условий.
Свежие стандарты ИСО помогают достижению этой цели. Подробнее об обновившихся стандартах ИСО Стандарт ИСО 13988:2021 определяет процедуры и минимальные требования для испытаний колес без шин на удержание балансировочных грузов.
Документ распространяется на колеса, предназначенные для использования на пассажирских транспортных средствах. В нем также указаны общие характеристики конфигураций зажимных балансировочных грузов, бортов обода легкосплавных и стальных колес, предназначенных для использования на легковых автомобилях, и балансировочных грузов со связывающим материалом.
Авторы отмечают, что в будущем могут быть рассмотрены альтернативные материалы. Стандарт ИСО 13988:2021 является пересмотренной версией того же документа, изданного в 2008 году. Документ ИСО 14400:2021, являющийся пересмотренной версией соответствующего стандарта от 2005 года, устанавливает требования к использованию, общему техническому обслуживанию и безопасности колес и колесных дисков, включая составные колеса и диски. В этом документе определяются условия их вывода из эксплуатации, включая образование трещин, износ, образование изогнутостей колес и колесных компонентов.
Стандарт применим к колесам, предназначенным для использования на дорогах, как определено в ИСО 3833 "Дорожные транспортные средства — Типы — Термины и определения" (данный документ подвергался оценке на целесообразность актуализации в 2019 году), и к колесам для внедорожных транспортных средств. Документ не охватывает мопеды и мотоциклы.
В добровольном стандарте ИСО 3911:2021 представлен словарь терминов, а также системы обозначения и маркировки колес и дисков, предназначенных для использования с пневматическими шинами.
Цель авторов состояла в том, чтобы определить лишь основные термины, а не предоставить исчерпывающий терминологический аппарат, охватывающий все конструктивные особенности типичного колеса. В стандарте также указываются текстовое наполнение, местонахождение и минимальный размер маркировки колес и колесных дисков с целью создания всемирной унифицированной системы идентификации колес и колесных дисков.
Этот стандарт пересматривает издание того же документа от 2004 года.